02.03.2019      17      Комментарии к записи Ситуационные задачи по акушерству 1-9 отключены
 

Ситуационные задачи по акушерству 1-9


Акушерство и гинекология Требования государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области акушерства и гинекологии

Фельдшер
должен:

  • знать систему организации родовспоможения;

  • знать медико-биологические и
    социально-психологические факторы,
    влияющие на внутриутробное развитие
    плода в разные сроки беременности;

  • уметь диагностировать и определить
    сроки беременности;

  • уметь организовать диспансерное
    наблюдение за беременными;

  • уметь выявить осложнения беременности;

  • знать тактику ведения беременности
    при различных формах токсикоза;

  • знать тактику ведения беременности
    при инфекционных и гинекологических
    заболеваниях, экстрагенитальной
    патологии;

  • уметь принять физиологические роды;

  • уметь осуществить первичный туалет
    новорожденного;

  • уметь оказать доврачебную помощь при
    неотложных состояниях в акушерстве

  • знать систему организации гинекологической
    службы;

  • знать причины, механизмы развития,
    клинические проявления, методы
    диагностики, осложнения, принципы
    лечения и профилактики гинекологических
    заболеваний;

  • уметь провести гинекологическое
    обследование;

  • уметь поставить диагноз и определить
    тактику ведения гинекологических
    больных;

  • уметь организовать диспансерное
    наблюдение и уход за гинекологическими
    больными;

  • уметь оказать доврачебную помощь при
    неотложных состояниях в гинекологии;

  • уметь организовать и осуществить
    транспортирование в лечебно-профилактическое
    учреждение гинекологических больных.

Беременная И.А, 24 лет обратилась на ФАП к фельдшеру 11 декабря.

Анамнез: последняя менструация 3 апреля, первое шевеление плода 21 августа.

Объективно: живот овоидной формы, дно матки на уровне мечевидного отростка. Окружность живота 100 см, высота стояния дна матки 35 см. При пальпации живота в области дна матки пальпируется крупная, мягкая, малоподвижная часть плода. В левой боковой стороне матки прощупывается гладкая, широкая поверхность плода, в правой мелкие подвижные бугорки. Предлежащая часть пальпируется в виде крупной, плотной, баллотирующей части. Сердцебиение плода ясное, ритмичное, 130 уд./мин., слева ниже пупка.

Задания

1. Выявите проблемы женщины.

2. Сформулируйте диагноз.

3. Перечислите сроки беременности по высоте стояния дна матки.

4. Определите положение, позицию и предлежащую часть плода.

5. Продемонстрируйте технику наружного акушерского исследования (приемы Леопольда).

1. Приоритетные проблемы:

  •  встать на учет по поводу беременности,
  •  определить срок беременности,
  •  определить предполагаемый срок родов.

Потенциальные проблемы.

  •  провести полное обследование,
  •  выявить группу риска,
  •  доносить беременность

2. Диагноз: беременность 36 недель, положение плода продольное, первая позиция, головное предлежание.

16 недель — дно матки находится на середине между пупком и верхним краем симфиза.

20 недель — дно матки находится на два поперечных пальца ниже пупка

24 недели — дно матки находится на уровне пупка.

28 недель — дно матки находится на два поперечных пальца выше пупка.

32 недели — дно матки находится на середине между мечевидным отростком и пупком.

36 недель — дно матки находится на уровне мечевидного отростка

ПОДРОБНОСТИ:   Спайки в гинекологии у детей

40 недель — дно матки находится на середине между мечевидным отростком и пупком.

4. При наружном акушерском исследовании определяется — продольное положение, первая позиция плода. Предлежащей частью является головка плода.

5. Наружное акушерское исследование (приемы Леопольда). При пальпации живота у беременной применяют последовательно 4 приема наружного акушерского исследования.

Первый прием позволяет определить высоту стояния дна матки и ту часть плода, которая находится у дна матки. С этой целью ладони обеих рук располагают на дне матки, пальцы рук сближают и определяют уровень стояния дна матки и часть плода, расположенную у дна матки.

Второй прием служит для определения положения плода, позиции и ее вида. Обе руки располагают на боковых поверхностях матки и пальпацию частей плода проводят поочередно то одной, то другой рукой. При продольном положении плода с одной стороны прощупывается спинка, а с противоположной мелкие части его — ручки и ножки.

Третий прием применяется для определения предлежащей части плода. Для этого правой рукой, расположенной над симфизом, охватывают предлежащую часть. Головка определяется в виде плотной круглой части. Отчетливо ощупывается ее “баллотирование”, если она подвижна над входом в малый Таз. При тазовом предлежании над симфизом прощупывается объемистая мягковатая часть, не имеющая округлой формы и четких контуров.

Четвертый прием дополняет третий и уточняет уровень стояния предлежащей части. Исследующий становится лицом к ногам беременной и, углубляя пальцы над симфизом, устанавливает отношение предлежащей части к входу в малый таз.

В машине «Скорой помощи» роженица после очередной потуги родила доношенную девочку.

Объективно: общее состояние удовлетворительное. АД -12080 мм рт. ст. Пульс 80 уд мин. Через 10 мин. после рождения ребенка появилось кровотечение из половых органов, кровопотеря приблизительно — 100 — 150 мл. Лигатура, наложенная на пуповину у половой щели, опустилась на 10 — 15 см, при потуживании удлиняется, при надавливании ребром ладони над симфизом не втягивается во влагалище.

Задания

2. Сформулируйте диагноз

3. Перечислите признаки отделения плаценты от стенок матки у данной роженицы.

4. Определите тактику ведения третьего периода родов.

5. Продемонстрируйте технику приема последа.

Эталон ответа

  •  боли,
  •  беспокойство за исход родов и за состояние ребенка.

2. Потенциальные проблемы:

  •  риск нарушения отделения и рождения последа
  •  -разрывы родовых путей
  •  -кровотечение в раннем послеродовом периоде.

2. Диагноз: роды срочные, третий период родов.

3. Признаки отделения плаценты от стенок матки:

  •  лигатура, наложенная на пуповину у половой щели, опустилась на 10 — 15 см, при потуживании удлиняется – признак Альфельда
  •  при надавливании ребром ладони над симфизом пуповина не втягивается во влагалище – признак Кюстнера-Чукалова

4. Тактика ведения третьего периода родов:

  •  опорожнить мочевой пузырь катетером,
  •  следить за АД, пульсом, общим состоянием роженицы, окраской кожных покровов, признаками отделения плаценты, за кровопотерей.

5. При наличии признаков отделения плаценты роженица должна потужиться. Фельдшер придерживает пуповину с лигатурой и одновременно подтягивает, перемещая ее кзади и по родовой оси таза слегка кпереди. При рождении плаценты фельдшер захватывает ее обеими руками и медленно вращает в одном направлении, при этом происходит скручивание оболочек, что способствует постепенному их отслоению от стенок матки и выведению наружу без обрыва.

Поступил вызов к беременной Е.М. 20 лет. Срок беременности 39-40 недель.

Жалобы: на схваткообразные боли в животе, начавшиеся 6 часов назад.

ПОДРОБНОСТИ:   Гипоталамо-гипофизарная недостаточность как причина бесплодия

Анамнез: беременность первая, протекала без осложнений.

Объективно: общее состояние удовлетворительное. Вес 64 кг. АД 12080 мм рт. ст. Живот овоидной формы, окружность живота 100 см., высота стояния дна матки 34 см. В правой боковой стороне матки пальпируется гладкая, широкая поверхность плода, в левой — мелкие подвижные бугорки. Над входом в малый таз прощупывается крупная, плотная, баллотирующая часть плода. Сердцебиение плода ясное, ритмичное, 136 уд./мин., справа ниже пупка.

Задания

1. Сформулируйте диагноз.

2.Определите положение, позицию, предлежащую часть плода и перечислите клинические данные, подтверждающие ваше заключение.

3. Перечислите факторы, способствующие раскрытию шейки матки. Назовите различия в механизме сглаживания и раскрытия шейки матки у первородящей и повторнородящей.

4. Определите допустимую кровопотерю, предполагаемую массу плода.

5. Продемонстрируйте технику оказания акушерского пособия при переднем виде затылочного предлежания.

Эталон ответа

1. Диагноз: беременность 39-40 недель. Первые срочные роды. Первый период родов. II позиция плода, головное предлежание.

2. При наружном акушерском исследовании определяются:

  •  продольное положение плода, так как с одной стороны матки гладкая, широкая поверхность, с другой — мелкие подвижные бугорки.
  •  II позиция, так как в правой боковой стороне матки пальпируется одна гладкая, широкая поверхность и сердцебиение плода выслушивается справа.
  •  предлежащая часть — головка, так как пальпируется в виде крупной плотной и баллотирующей части и сердцебиение выслушивается ниже пупка.

3. В раскрытии шейки матки участвуют: родовые схватки, околоплодные воды, плодный пузырь.

Различия в сглаживании и раскрытии канала шейки матки заключаются в следующем: у первородящих — вначале идет раскрытие внутреннего зева, далее шейка укорачивается и полностью сглаживается, и раскрывается наружный зев.

У повторнородящих — наружный зев раскрывается почти одновременно с раскрытием внутреннего зева и сглаживанием шейки матки.

4. Допустимая кровопотеря составляет 0,5% от массы роженицы — 320мл. Предполагаемая масса плода: окружность живота 100 см, высота стояния дна матки 34 см ( 100 х 34 = 3400 г).

https://www.youtube.com/watch?v=FyZLLXss224

5. Акушерское пособие при переднем виде затылочного предлежания

Цель пособия: предупреждение родовых травм плода и родовых травм у матери.

Перед оказанием пособия:

  •  проводят обработку роженицы;
  •  готовят инструменты для осмотра мягких тканей родовых путей матери;
  •  готовят набор инструментов и перевязочного материала для обработки новорожденного;
  •  акушерка готовится как к полостной операции.

Акушерка встает справа от роженицы и начинает оказывать пособие с момента прорезывания головки.

ПОДРОБНОСТИ:   Дисфункциональные маточные кровотечения. - Alexmed.info

1 момент. Кисть левой руки располагают на лобке, а кончиками пальцев растягивают дополнительно ткани вульварного кольца. При этом головка дополнительно сгибается: сдерживается чрезмерно быстрое продвижение головки и предупреждается преждевременное разгибание ее. Головка медленно продвигается вниз и прорезывается.

2 момент. Когда затылок родится и область подзатылочной ямки упирается в нижний край симфиза, роженице запрещают тужиться с этого момента и до выведения всей головки. Акушерка захватывает всей левой рукой головку и постепенно, осторожно ее разгибает, в этот момент правой рукой сводят с головки ткани промежности. Над промежностью рождается лоб, личико и подбородок.

По специальности 0401 «Лечебное дело»

АКУШЕРСТВО И
ГИНЕКОЛОГИЯ

ИНФЕКЦИОННЫЕ
БОЛЕЗНИ С ЭПИДЕМИОЛОГИЕЙ

ВИЧ – ИНФЕКЦИЯ

ГЛАЗНЫЕ БОЛЕЗНИ

БОЛЕЗНИ УХА,
ГОРЛА, НОСА

БОЛЕЗНИ ЗУБОВ И
ПОЛОСТИ РТА

НЕРВНЫЕ БОЛЕЗНИ

ПСИХИЧЕСКИЕ
БОЛЕЗНИ

КОЖНЫЕ И
ВЕНЕРИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ

Составители:преподаватели
Казанского базового медицинского
колледжа Леонтьева
Л.С., Муратова Л.Ш., Камалетдинова Р.М.,
«Акушерство
и гинекология», Щукина
Т.М.
«Инфекционные болезни с эпидемиологией»,
Абашева
Г.А., Акимова Н.Н., Пименова А.Л.
«ВИЧ-инфекция»,
Кислова
В.М.
«Болезни уха, горла, носа», Насыбуллина
В.М.

Содержание

АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ 4

Требования государственного
образовательного стандарта к уровню
подготовки специалистов в области
акушерства и гинекологии 4

Проблемно-ситуационные задачи 4

АКУШЕРСТВО 4

ГИНЕКОЛОГИЯ 29

Задачи по оказанию доврачебной помощи
при неотложных состояниях 45

АКУШЕРСТВО 45


ГИНЕКОЛОГИЯ 52

ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ С ЭПИДЕМИОЛОГИЕЙ 55

Требования государственного
образовательного стандарта к уровню
подготовки специалистов в области
инфекционных болезней с эпидемиологией 55

Проблемно-ситуационные задачи 56

ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ 65

ГЛАЗНЫЕ БОЛЕЗНИ 70

Требования государственного
образовательного стандарта к уровню
подготовки специалистов в области в
области глазных болезней 70

БОЛЕЗНИ УХА, ГОРЛА, НОСА 72

Требования государственного
образовательного стандарта к уровню
подготовки специалистов в области в
области болезней уха, горла, носа 72


БОЛЕЗНИ ЗУБОВ И ПОЛОСТИ РТА 76

Требования государственного
образовательного стандарта к уровню
подготовки специалистов в области
болезней зубов и полости рта 76

НЕРВНЫЕ БОЛЕЗНИ 79

Требования государственного
образовательного стандарта к уровню
подготовки специалистов в области
нервных заболеваний 79

ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ 83

Требования государственного
образовательного стандарта к уровню
подготовки специалистов в области в
области нервных заболеваний 83


Проблемно-ситуационные задачи 83

КОЖНЫЕ И ВЕНЕРИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ 87

Требования государственного
образовательного стандарта к уровню
подготовки специалистов в области
кожных и венерических заболеваний 87

Проблемно-ситуационные задачи 87

Действия 87


Обоснования 87

Рекомендуемая литература 96

https://www.youtube.com/watch?v=ukS70mmK1SE

Инструктивно-методические документы 97


Автор статей
Серафимова Наталья - публикует и подбирает материалы для сайта, является заведующей муниципальной женской консультации. Профессор. Преподает гинекологию в медицинском университете.
Присоединяйтесь к нам в VK
Присоединяйтесь к нам в Одноклассниках