10.03.2019      14      Комментарии к записи Манипуляционный кабинет в гинекологии отключены
 

Манипуляционный кабинет в гинекологии


Область обработки кистей и поверхностей

• жидкое мыло;

• антисептическое средство, предназначенное для обработки кистей;

• средство по уходу за кожей рук медицинских работников.

Вышеперечисленное оснащение также может быть размещено на столе. На нем можно хранить емкость, например, пластмассовую, но обязательно с высокими бортиками. В емкость вкладывают мешочек со стерильными салфетками (ветошь 30 × 30 см). Стерильные салфетки складывают в стопку по 30-50 штук. Салфетки можно вынимать чистыми руками без пинцета, а также использовать их для вытирания рук.

На столике выставляют небольших размеров емкости с рабочим дезинфицирующим раствором «для дезинфекции поверхностей». Обратите внимание, дезинфицировать (методом протирания) можно только функциональные поверхности. Салфетку, смоченную один раз в этом растворе и использованную, никогда не кладут в эту жидкость повторно.

Читайте: «Паліативна допомога: порядок надання та організація»

На раковине умывальника манипуляционного кабинета запрещено размещать любые вещи, в том числе дозаторы. Это обусловлено тем, что поверхность умывальника из-за разбрызгивания воды, в том числе и грязной во время мытья рук, постоянно влажная. На ней быстро размножается микрофлора, например, синегнойная палочка.

Перед проведением манипуляций с нарушением целостности кожи или слизистых оболочек медицинская сестра моет руки и надевает чистый хирургический халат, предназначенный только для проведения манипуляций. На случай разбрызгивания биожидкостей во время проведения манипуляций в кармане должна быть медицинская маска и очки.

Перед и после каждой манипуляции медицинская сестра должна обработать руки антисептиком. Если во время проведения манипуляции медицинская сестра испачкала руки, она обязана немедленно снять перчатки, тщательно вымыть руки с мылом и затем обработать их антисептиком. При обработке рук следует руководствоваться приказом Министерства здравоохранения Украины «Хірургічна та гігієнічна обробка рук медперсоналу» от 21.09.2010 № 798 (далее – Приказ № 798).

Читайте: «Медичні огляди водіїв: що мають знати медичні працівники?»

Чистая область манипуляционного кабинета

«Чистая область» – это чистый стол, на котором комплектуют стерильный лоток для пациента. В лоток выкладывают стерильные ватные шарики (сколько нужно) и поливают спиртом или другим антисептиком для кожи перед проколом.

Касаться стерильными ватными шариками к горлышку бутылки с антисептиком во время смачивания запрещено!

Сюда же, в лоток, выкладывают шприцы с лекарством.

На «чистом столе» размещают стерильные ватные шарики в мешочке – 25-30 штук. Мешочек должен быть заключен в стерильную банку. На «чистом столе» в стерильных банках должен быть размещен стерильный металлический предмет для раскрытия бутылок со стерильными растворами для внутривенных вливаний (например, зажим).

Для раскрытия бутылок нельзя использовать пинцет, путать его со стерильным пинцетом для забора стерильного материала и инструментов из стерильного стола, панмеда, бикса, выемки стерильных шариков.

ПОДРОБНОСТИ:   Книги по акушерству бесплатно. Скачать книги по акушерству бесплатно.

Стерильный металлический предмет после раскрытия первой бутылки уже не является стерильным, но им продолжают работать в течение шести часов. На «чистом столе» могут быть размещены упакованные стерильные шприцы, системы, перчатки стерильные и нестерильные в коробке.

Ножницы для раскрытия пакетов можно хранить в ящике стола в манипуляционном кабинете вместе с упакованными шприцами и системами. Ножницы можно дезинфицировать методом протирания. На столе должен быть локтевой дозатор с антисептиком для рук, а также бутылка с антисептиком (спиртом) для обработки кожи пациента.

Читайте: «Вимоги до зберігання лікарських засобів у закладі охорони здоров’я»

У стола, на полу, следует размещать емкость для сухих неконтаминированных отходов (коробки, ампулы, пакеты и т.д.). Суть «чистого стола» заключается в том, что между ним и пациентом нет непосредственного контакта. Медицинская сестра при работе с больным не должна затрагивать «чистый стол» контаминированными руками. Это может произойти только в экстренных случаях, например, при сильном кровотечении из сосуда, когда надо дополнительно взять вату.

• руки вымыть с мылом и обработать антисептиком

• продезинфицировать поверхность стола;

• чистыми руками заменить предметы «чистого стола», которых она касалась при оказании экстренной помощи пациенту.

Читайте: «Дослідження пульсу: алгоритм для медсестер»

Стерильная область манипуляционного кабинета

«Стерильная область» в манипуляционной – это панмед, который сохраняет стерильность медицинских инструментов до пяти суток, или стерильный стол, который меняют каждые 6 часов, как и содержание «чистого стола». Загрузку панмеда, как и накрытие стерильного стола, проводят в асептических условиях, утром, после уборки манипуляционной с моющим средством.

Если нет панмеда, накрытие стерильного стола в манипуляционном кабинете производится в асептических условиях каждые 6 часов. При этом инструменты нужно простерилизовать непосредственно перед покрытием стерильного стола. Речь идет о стерилизации открытым методом в воздушных стерилизаторах. Для каждого накрытия стерильного стола готовят стерильный бикс.

Согласно приказу Министерства здравоохранения Украины «Про затвердження державних санітарних норм та правил «Дезінфекція, передстерилізаційне очищення та стерилізація медичних виробів в закладах охорони здоров’я» от 11.08.2014 № 552 (далее – Санитарные нормы № 552) запрещено проводить стерилизацию, как и предстерилизационную очистку инструментов в манипуляционных и процедурных, где оказывают медицинскую помощь пациентам.

Читайте: «Форма № 20 «Звіт лікувально-профілактичного закладу»: загальна характеристика документа»

Предстерилизационную очистку и стерилизацию проводят или в центральном стерилизационном отделении, или в специальных помещениях в отделении.

Если воздушный стерилизатор размещен в отдельном помещении в отделении рядом с манипуляционным кабинетом, «стерильный стол» или панмед должны быть подвижные (на колесах).

Если в вашем заведении есть центральное стерилизационное отделение, то стерилизация открытым методом в этом случае исключена. Стерильный инструмент доставляют в отделение в специальной упаковке, в которой и выкладывают на стерильный стол. Используют его по необходимости. Инструмент в упакованном виде можно хранить в биксах и других емкостях, в которых его стерилизовали.

Читайте: «Картки-розкладки страв: молочні каші»

Область пациента 

«Область пациента» – участок манипуляционного кабинета, где больному проводят все манипуляции. Ее оснащают столиком или тумбочкой, кушеткой и стулом для пациента. На столе может быть размещена подушка и жгут для проведения внутривенных манипуляций.

ПОДРОБНОСТИ:   Эндометрия в гинекологии размеры

Дезинфекцию поверхности стола, кушетки, подушки, жгута проводят методом протирания или орошения после каждого пациента, посетившего манипуляционную. В этой же зоне, рядом со столиком, на полу размещают емкость, выстланную перфорированным целлофановым пакетом для медицинских отходов, контаминированных кровью и другими биологическими жидкостями, которые подлежат утилизации (перчатки, вата, пипетки, перевязочный материал и т.п.).

В «зоне пациента» манипуляционного кабинета также работает лаборант клинической лаборатории с забора крови из пальца. Ему на столик, в «зоне пациента», ставят локтевой дозатор с антисептиком для обработки рук. Все отработанное (вата, перчатки и т.п.) сразу после каждого больного сбрасывают в емкость для контаминированных отходов.

Чтобы предотвратить инфицирование медиков и больных, нужно строго выполнять противоэпидемический режим, соблюдать правила асептики, антисептики, дезинфекции и стерилизации. Каждого пациента нужно считать потенциальным носителем ВИЧ. Если биологическая жидкость все же попала на кожу медработника, он должен оказать себе первую помощь и сообщить об аварийной ситуации врачу. При необходимости работнику будет назначена экстренная постконтактная профилактика.

Читайте: «Методи стерилізації виробів медичного призначення»

Проведение экстренной постконтактной профилактики ВИЧ-инфекции у медработников регламентируется приказами Министерства здравоохранения Украины «Про затвердження нормативно-правових актів щодо захисту від зараження ВІЛ-інфекцією при виконанні професійних обов’язків» от 05.11.2013 № 955 и «Про затвердження форм облікової документації та звітності стосовно реєстрації випадків контакту осіб з кров’ю чи біологічними матеріалами людини, забрудненими ними інструментарієм, обладнанням чи предметами, проведення постконтактної профілактики ВІЛ-інфекції та інструкцій щодо їх заповнення» от 22.05.2013 № 410.

Медицинская сестра и младшая сестра, а также врач, работающие в манипуляционном кабинете, обязаны строго выполнять требования приказов Министерства здравоохранения Украины по профилактике ВИЧ и других парентеральных инфекций с целью сохранения своего здоровья, а также здоровья пациентов. Если во время набирания лекарств в шприц на «чистом столе» медицинская сестра случайно уколола себя чистой иглой, она должна изменить иглу на шприце. Ведь медсестра и сама может быть носителем парентеральной инфекции (вируса гепатитов С, В и т.д.), а значит, может инфицировать пациента.

 Правила обработки флакона:

  • внесенный в манипуляционный кабинет флакон с инфузионным раствором, как и пакеты с внутривенными системами, выкладывают на столик в зоне пациента;
  • флакон протирают салфеткой, смоченной в дезинфицирующем растворе, и только после этого переводят в шкаф или на «чистый стол»;
  • на «чистом столе» перед использованием крышку флакона протирают антисептиком и раскрывают специально предназначенным для этого металлическим предметом, который хранят на «чистом столе» в стерильной банке;
  • после вскрытия первой бутылки металлический предмет теряет свою стерильность, но его продолжают использовать в течение шести часов.
ПОДРОБНОСТИ:   Узи гинекология e

Читайте: «Поводження з медичними відходами: нові вимоги законодавства»

Область дезинфекции манипуляционного кабинета

«Область дезинфекции» – место возле умывальника, на столике, возможно, частично на полу, где установлены емкости с дезинфицирующими растворами для погружения в них отработанных инструментов, салфеток (ветоши) и др.

1 емкость – «дезинфекция инструмента»

2 емкость – «дезинфекция салфеток» (ветоши)

3 емкость – «дезинфекция пластика» (шприцы, системы и т.д.)

4 емкость – «дезинфекция игл – особо опасно»

В дальнейшем некоторые из медицинских отходов передают для переработки, а некоторые – на утилизацию. Емкость для пластика застилают перфорированным целлофановым пакетом. Перед сбросом в дезинфицирующий раствор шприц с иглой промывают два раза в емкости «для игл», иглу сразу снимают и оставляют в емкости.

Касательно четвертой емкости (для дезинфекции режущих и колющих медицинских отходов), то на ней обязательно пишут «особо опасно».

Читайте: «Медична допомога ВІЛ-­інфікованим пацієнтам чи хворим на СНІД в Україні»

На каждой емкости в «зоне дезинфекции» манипуляционного кабинета должна быть информация:

  • концентрация дезинфектанта;

В конце смены медицинская сестра все содержимое емкостей (после выдержки времени экспозиции) переводит в прозрачный пластиковый контейнер соответствующего размера. То есть в пластиковый контейнер слаживают:

  • инструменты (лотки, банки, зажимы, пинцеты, шпатели, предметы для раскрытия бутылок и т.д.)
  • салфетки (ветошь, вынутую из раствора).

Вес заполненного контейнера не должен превышать 10 кг.

Затем медицинская сестра манипуляционного кабинета плотно закрывает крышкой контейнер, заключает его в две наволочки и передает в центральное стерилизационное отделение на предстерилизационную очистку, которой подлежат как инструменты, так и контейнер с крышкой.

Читайте: «Техніка безпеки під час виконання ін’єкцій»

Ветошь в центральном стерилизационном отделение стирают и сушат. После этого заполненный обработанным инструментом и сухой ветошью контейнер в тех же наволочках возвращают в отделение. Речь идет о стерилизации в отделении в воздушных стерилизаторах открытым методом. Если стерилизацию проводят в центральном стерилизационном отделении, – то только закрытым методом в воздушных стерилизаторах или любым другим методом, разрешенным Санитарными нормами № 552.

Если центральное стерилизационное отделение оборудовано для проведения полного цикла обработки,  в нем выполняют:

  • предстерилизационную очистку;
  • сушку инструментов при температуре 85 ° С;

Если созданы необходимые условия, стирка может быть организована и в прачечной ЛПУ.

Стерильный материал доставляют в отделение упакованным в биксах, специальных корзинах, пеналах, в которых их стерилизовали. Транспортируют в двух наволочках (наружная для транспортировки, внутреннюю – автоклавируют). Вес ноши не должен превышать 10 кг. Обратите внимание, в манипуляционных кабинетах разрешена только дезинфекция.


Автор статей
Серафимова Наталья - публикует и подбирает материалы для сайта, является заведующей муниципальной женской консультации. Профессор. Преподает гинекологию в медицинском университете.
Присоединяйтесь к нам в VK
Присоединяйтесь к нам в Одноклассниках